Проблемы с детьми

Проблемы с детьми… Кто же не переживал их, и не думал, что только с ним, несчастным, такое и могло произойти, у всех дети как дети, а мой…

Моя история ничем не примечательна с точки зрения воспитания детей и не может служить примером решения аналогичных ситуаций, но все же, есть в ней то, что, возможно, позволит другим мамам посмотреть на ситуацию «проблема с ребенком» иначе и найти способ, который до этого не мог быть найден из-за неправильного понимания самой ситуации.

Моему сыну, Ивану, сейчас полных 4 года, долгое время (2 года) никаких проблем с едой у него не было, поскольку я кормила его грудью и подкармливала различными детскими пюре и «Растишкой». При этом малыш с удовольствием ел печеные яблоки, фрукты, любил сок, и ничто не предвещало категорического нежелания трехлетнего ребенка начинать есть «взрослую» еду.

Ванина «диета» никогда не отличалась многообразием еды. Из пюре явное предпочтение отдавалось манго и смесям с манго. Творожки и прочую необходимую, с точки зрения врачей, еду, содержащую кальций и калий ребенок игнорировал и категорически отказывался есть, но при этом с удовольствием ел «Растишку, впрочем, не без отрицательных последствий – диатез и высыпания в период с двух до трех с половиной лет были постоянными нашими спутниками.

В то же время, с подачи бабушки ребенок научился отлично есть суп с фрикадельками, и вся семья вздохнула с облегчением – наконец то можно не готовить отдельно и есть всем вместе.

Но не тут то было, сынок, удивил всех, отказавшись от всех предлагаемых продуктов и любимых блюд, оставив себе для жизни только гречневую кашу.

Собственно, и это не стало проблемой для меня лично, но пришло врем детского сада и начался кошмар: «садиковскую» еду ребенок категорически отказался есть и длится это уже около полутора лет.

Поначалу воспитатели сада на мои робкие намеки на то, что у нас есть специфика в еде, оптимистично заявили – у них, дескать опыт и знание и за шесть месяцев все будет как у всех. Я предпочла не углубляться в понятие «как у всех» (хотя что-то подсказывало, что такой вариант может быть тоже не лучшим). Единственной темой наших бесед с воспитателями являлись их заявления, что мой сын ничего не ел, и устраивал воспитателям веселенькое время обеда. Привожу один из их рассказов, каким мне его пересказывала бабушка, забиравшая ребенка из сада: «Сегодня у нас на обед были зразы. (странное блюдо для детей – особенно если учесть что зразы – блюдо, требующее жарки на постном масле, что не яляется здоровой едой и не может считаться нормальным блюдом в младшей группе детсада). Иван подозрительно поинтересовался: «Что это?», ему естественно, ответили, после чего сынок заявил: «Расколупайте!», ознакомившись с содержимым блюда, он заявил «Заколупайте!» и естественно, не ел.». Поскольку такие беседы велись изо дня в день и при ребенке, в конце концов мой сын просто перестал есть чтобы то ни было в саду кроме конфет и печенья.

Дома его стол тоже не блистал разнообразием- утро – гречневая каша, обед – картофель пюре без каких либо подлив и котлет (мясо мы не едим и сейчас), ужин – баночка пюро, при этом манго ушло в прошлое и на первое место вышло киви.

Скажу честно, лично меня нежелание моего сына есть не беспокоило, поскольку явных признаков нарушений у него не было – он рос нормально, был выше и крупнее своих сверстников, никаких отклонений в развитии не было.

Но беда всех нас, что мы просто окружены доброжелателями и сердобольными родственниками, считающими, что детское обжорство и желание жрать все подряд – это норма, а вот умеренное питание и желание есть только любимые блюда – это патология.

Мы все время обсуждали проблемы с едой (или «неедой» моего сына), это превратилось в излюбленную тему разговоров всей семьи, при этом ребенок тоже принимал активное участие – именно он создал смысл жизни для всех нас. «Накормить Ваню» – это не просто девиз, это соревнование, кто лучше, кому удастся, а кто неудачник и даже с собственным ребенком не может справиться!..

К своему стыду должна признать, что азарт соревнования захватил и меня. Куражу и задора придавали и воспитатели детского сада, заявившие в конце садиковского года, что они «впервые видят такого ребенка и он так и не научился есть в саде», но «к счастью, в следующем году, Ваш сын уже не будет проблемой для нас – он переходит в среднюю группу!». Знаете, победа сына над этими людьми, которые научили есть «садиковскую еду» не одно поколение людей, сильно поразила меня.

Все лето я пыталась расширить рацион Вани другими блюдами, в том числе и меняя привычную домашнюю обстановку на новые для сына места санаториев и гостиниц, но кроме твердой уверенности в том, что мой сын врожденный приверженец здорового питания и раздельного питания, я ничего не почерпнула. Все осталось как и раньше: вместо супов – систематическое питье чая, вместо салатов – жевание овощей (при этом помидоры не входят до сих пор в число жалуемых, лидерство занимают морковь и петрушка), вместо мяса и прочего «жизненно необходимого» – гречневая каша с молоком.

К сожалению, лето закончилось и пришлось моему герою встретиться с новыми воспитателями в саду. Поначалу я услышала те же заверения в том, что он будет есть, но, не прошло и месяца, как меня вызвал садиковский психолог и потребовал «научить ребенка есть» все подряд или «хотя бы что-нибудь», или же забрать из садика. Долгая беседа с сыном не привела ни к чему, и я обратилась к психологу. Психолог поступила так, как подсказывала ей практика – у таких детей не может быть проблем – значит есть проблемы в семье.

В сущности, у каждой семьи есть проблемы – и самое правильное, научится жить таким образом, что бы то, что казалось проблемой, перестало тебя задевать вовсе. Словом, забыв обо всех советах и необходимости считаться с мнением всех и каждого, я решила не обращать внимание на еду сына и запретила разговоры на эту тему в семье.

И теперь, несмотря на то, что мой сын по прежнему не ест мяса, ест то, что считает нужным – гречневую кашу, яблоки, морковь, петрушку, мед и т.п., лично мне стало намного проще жить, я перестала злится и кричать на сына – его вины в том, что он не желает есть то, что я считаю необходимым, нет, возможно мне нужно пересмотреть свои представления о еде, а не пытаться навязать ему то, в полезности чего я сильно сомневаюсь.

К сожалению, позицию садиковских воспитателей ни я, ни мой сын не изменим, но в сложившейся ситуации (карантин в садиках на три недели) – это уже и не важно! А что будет дальше – увидим.

Светлана, 34 года